Рисование группы геометрических тел.
После рисования простых геометрических тел можно перейти к рисованию группы геометрических тел. Прежде чем приступить к такому рисунку, из нескольких геометрических тел оставляют выразительную группу так, чтобы между предметами, входящими в нее, было композиционное согласование. Кроме того, учитывают так же освещение группы предметов.
Необходимо, чтобы светотень выявляла не только форму отдельных геометрических тел, но и пространственность композиции. При этом можно использовать падающие тени от одного предмета на другой и на горизонтальное основание группы (рис. 255). Начинают работу с размещения рисунка группы тел на листе. Учитывая характер композиции предметов, лист бумаги располагают вертикально или горизонтально (рис. 255, а ).
При выборке композиции рисунка пользуются эскизом, который выполняют на небольшом листе бумаги. Эскиз дает возможность проверить не только размеры изображения относительно границ листа, но и композицию предметов — сочетание отдельных предметов, ракурс — поворот в сторону рисующего. Рисунок не должен быть настолько крупным, чтобы его контуры приближались к краям листа, но он и не должен быть мелким. Рисунок обычно занимает среднюю часть листа и примерно 2/3 его площади.
При выполнении рисунка нельзя рисовать предметы, составляющие группу, по очереди, одни за другим. Начинать следует с целого, рисуя сразу всю группу, при этом надо идти от общего к частному, не отвлекаясь на детали и подробности. Работу над рисунком ведут в строгой последовательности, решая на каждом ее этапе определенные изобразительные задачи.
Первый этап — нанесение обобщенной формы предметов (рис. 255, б). После того как на эскизе определят общие размеры рисунка, на листе наносят границы группы сверху, снизу и с боков. Легкими линиями намечают общие формы тел — вертикальные ребра куба. Засечками с четырех сторон наносят габариты видимого основания цилиндра и направление его оси. Далее намечают горизонтальные ребра куба. Степень перспективного ракурса этих прямых проверяют вспомогательными прямыми (см. рис. 252, б).
Второй этап — перспективное построение объемных форм предметов и уточнение их пропорций, (рис. 255, в). На этом этапе — наиболее ответственном и длительном — окончательно уточняют основные пропорции, ранее только намеченные.
Рисунок-255. Рисование с натуры группы геометрических тел:
а — выбор композиции рисунка на листе, б…г — последовательность рисования
По строения легко проверить, если прорисовать и невидимые элементы предметов.
Полезно провести несколько вспомогательных прямых, чтобы с их помощью сравнить размеры изображаемых тел, а также уточнить направление параллельных прямых, идущих в точки схода на горизонте — горизонтальных ребер куба и контурных образующих цилиндра. Затем слегка наносят светотень.
Третий этап — нанесение светотени, проработка деталей и обобщение рисунка (рис. 255, г). На основе уже выполненных построений наносят светотень, придавая геометрическим телам выразительность объемных форм. Наносят падающие тени от куба на цилиндр и на горизонтальную плоскость. Прорабатывают передний план и детали: передают неровности поверхности и ее фактуру.
При этом усиливают контраст света и тени на переднем плане и ослабляют его на дальнем, что способствует передаче на рисунке пространственности композиции. Наносят фон, выделяя тем самым освещенную часть поверхности цилиндра и верхнюю горизонтальную грань куба.
При передаче светотени штриховкой рису нок постепенно прорабатывают по всей его площади и все время следят за правильностью тоновых соотношений. При этом не обходимо правильно оценить, где самое светлое и самое темное места предмета. В завершающей стадии работы следует отойти на некоторое расстояние от рисунка и рассмотреть его как бы со стороны. Разработка деталей приводит к некоторой дробности рисунка.
Чтобы избежать этого, легкими широкими штрихами обобщают намечают общие формы тел — вертикальные ребра куба. Засечками с четырех сторон наносят габариты видимого основания цилиндра и направление его оси. Далее намечают горизонтальные ребра куба. Степень перспективного ракурса этих прямых проверяют вспомогательными прямыми (см. рис. 252, б).
Рисунок-256. Рисование группы геометрических форм:
а — эскизы, б — законченный рисунок
Второй этап — перспективное построение объемных форм предметов и уточнение их пропорций, (рис. 255, в). На этом этапе — наиболее ответственном и длительном — окончательно уточняют основные пропорции, ранее только намеченные. По строения легко проверить, если прорисовать и невидимые элементы предметов.
Полезно провести несколько вспомогательных прямых, чтобы с их помощью сравнить размеры изображаемых тел, а также уточнить направление параллельных прямых, идущих в точки схода на горизонте — горизонтальных ребер куба и контурных образующих цилиндра. Затем слегка наносят светотень.
Третий этап — нанесение светотени, проработка деталей и обобщение рисунка (рис. 255, г). На основе уже выполненных построений наносят светотень, придавая геометрическим телам выразительность объемных форм. Наносят падающие тени от куба на цилиндр и на горизонтальную плоскость. Прорабатывают передний план и детали: передают неровности поверхности и ее фактуру.
При этом усиливают контраст света и тени на переднем плане и ослабляют его на дальнем, что способствует передаче на рисунке пространственности композиции. Наносят фон, выделяя тем самым освещенную часть поверхности цилиндра и верхнюю горизонтальную грань куба.
При передаче светотени штриховкой рису нок постепенно прорабатывают по всей его площади и все время следят за правильностью тоновых соотношений. При этом не обходимо правильно оценить, где самое светлое и самое темное места предмета. В завершающей стадии работы следует отойти на некоторое расстояние от рисунка и рассмотреть его как бы со стороны.
Разработка деталей приводит к некоторой дробности рисунка. Чтобы избежать этого, легкими широкими штрихами обобщают мелкие подробности, подчеркивая общие крупные формы предмета. В результате рисунок выигрывает в целом. Деление процесса рисования с натуры на три этапа — условное. Все этапы представляют собой единый непрерывный процесс, они взаимосвязаны, а форму и пропорции уточняют на всех этапах работы.
На рис. 256,а показаны предварительно выполненные эскизы группы геометрических тел, напоминающих по форме архи текстурно-строительную композицию, а на рис. 256, б — законченный рисунок этой группы. Для того чтобы выбрать наиболее удачную точку зрения и показать модель в более выразительном ракурсе, модель поворачивают, меняя тем самым характер освещенности, или совершают обход во круг нее и выполняют два-три эскиза не большого размера. Один из эскизов принимают за основу и после этого приступа ют к выполнению рисунка.
*****
Добавить комментарий