Рисование орнамента, строительных и архитектурных деталей
Архитектурно-строительные детали и элементы зданий, в том числе классические архитектурные формы — карнизы, капители, фризы, орнаменты, различные лепные украшения, встречаются как при реставрационных работах по восстановлению памятников архитектуры, так и в процессе строительства и отделки современных зданий.
Рисование орнамента. Моделями при рисовании орнамента служат рельефные гипсовые слепки, как правило, растительного содержания. Формы листьев и цвет ков стилизованы и благодаря четкой структуре и рельефности представляют со бой хорошую модель для рисования с на туры. Различают симметричные и несимметричные орнаменты. Рисование следует начинать с орнаментов, расположенных во фронтальном положении.
Рисунок-257.Рисование фронтально расположенного гипсового орнамента
а-схема построений; б-законченный рисунок.
Симметричный орнамент, изображающий на рис. 257 стилизованный цветок лотоса, расположен на четырехугольной плите. Сначала намечают среднюю линию — ось симметрии, затем границы изображения сверху, снизу и с боков. С по мощью вспомогательных линий уточняют положение лепестков и форму отдельных частей цветка (рис. 257, а).
На этой начальной стадии рисования важно правильно передать основные пропорции орнамента и его крупных частей, проверить их и лишь после этого переходить к рисованию более мелких деталей. Такой метод обобщения форм, когда вспомогательными прямыми линиями сложная форма как бы упрощенно очерчивается, помогает точнее передать основные пропорции модели.
После проверки построений прорисовывают форму лепестков, наносят светотень, выявляя характер кривых линий и рельефность орнамента (рис. 257,6). Прорисовку деталей сопровождают нанесением тона. В результате линейные контуры рисунка должны исчезнуть и стать граница ми света и тени. При нанесении теней имеют в виду, что падающие тени, как правило, темнее собственных и контуры падающих теней более четкого и резкого очертания. Рисование врубки. Натурой для рисования служит деревянная модель узла строительной конструкции (рис. 258).
Рисунок-258. Последовательность (а…в) рисования с натуры деревянной строительной детали (врубки)
В этом случае появляется новая задача — передать на рисунке материал модели — дерево.
После определения общих размеров рисунка на листе основную форму модели (врубки) передают на бумаге в обобщен ном виде (рис. 258, а). Легкими линиями намечают общие формы — горизонтальный и наклонный брусья врубки. Чтобы проверить правильность построения на клона верхнего бруса, по вертикали откладывают высоту горизонтального бруса.
Степень перспективного ракурса нижнего бруса проверяют визированием с по мощью вспомогательной горизонтальной линии, проведенной на рисунке через вер шину переднего ребра.
Затем намечают крупные членения врубки (рис. 258,6). Наклонный брус делят на две части по длине, а затем оба бруса (наклонный и горизонтальный) делят на три составные части. Процесс уточнения основной формы сопровождается легкой штриховкой.
В завершающей стадии работы (рис. 258, в) отдельным элементам врубки при дают волнистый профиль, уточняют границы составных частей и места их сопряжений. Одновременно передают фактуру и материальность модели — штрихами подчеркивают направление волокон древесины. На торце врубки штрихи подчеркивают ее волнистый профиль. Сильнее выделяют более темные по тону элементы — боковые накладки у наклонного бруса.
Наносят падающие тени на нижнем брусе и на горизонтальной плоскости.Продолжение статьи
Добавить комментарий