Рисование орнамента, строительных и архитектурных деталей

Архитектурно-строительные детали и элементы зданий, в том числе классиче­ские архитектурные формы — карнизы, капители, фризы, орнаменты, различные лепные украшения, встречаются как при реставрационных работах по восстановле­нию памятников архитектуры, так и в про­цессе строительства и отделки современ­ных зданий.

Рисование орнамента. Моделями при рисовании орнамента служат рельефные гипсовые слепки, как правило, раститель­ного содержания. Формы листьев и цвет­ ков стилизованы и благодаря четкой структуре и рельефности представляют со­ бой хорошую модель для рисования с на­ туры. Различают симметричные и несим­метричные орнаменты. Рисование следует начинать с орнаментов, расположенных во фронтальном положении.

Рисунок-257.Рисование фронтально расположенного гипсового орнамента

Рисование фронтально расположенного гипсового орнамента

а-схема построений; б-законченный рисунок.
Симметричный орнамент, изображаю­щий на рис. 257 стилизованный цветок лотоса, расположен на четырехугольной плите. Сначала намечают среднюю ли­нию — ось симметрии, затем границы изо­бражения сверху, снизу и с боков. С по­ мощью вспомогательных линий уточняют положение лепестков и форму отдельных частей цветка (рис. 257, а).

На этой на­чальной стадии рисования важно правиль­но передать основные пропорции орнамен­та и его крупных частей, проверить их и лишь после этого переходить к рисова­нию более мелких деталей. Такой метод обобщения форм, когда вспомогательными прямыми линиями сложная форма как бы упрощенно очерчивается, помогает точнее передать основные пропорции модели.

После проверки построений прорисовы­вают форму лепестков, наносят светотень, выявляя характер кривых линий и рель­ефность орнамента (рис. 257,6). Прори­совку деталей сопровождают нанесением тона. В результате линейные контуры ри­сунка должны исчезнуть и стать граница­ ми света и тени. При нанесении теней имеют в виду, что падающие тени, как правило, темнее собственных и контуры падающих теней более четкого и резкого очертания. Рисование врубки. Натурой для рисо­вания служит деревянная модель узла строительной конструкции (рис. 258).

Рисунок-258. Последовательность (а…в) рисования с натуры деревянной строительной детали (врубки)

Последовательность рисования с натуры

В этом случае появляется новая зада­ча — передать на рисунке материал мо­дели — дерево.
После определения общих размеров ри­сунка на листе основную форму модели (врубки) передают на бумаге в обобщен­ ном виде (рис. 258, а). Легкими линиями намечают общие формы — горизонталь­ный и наклонный брусья врубки. Чтобы проверить правильность построения на­ клона верхнего бруса, по вертикали откладывают высоту горизонтального бруса.
Степень перспективного ракурса нижнего бруса проверяют визированием с по­ мощью вспомогательной горизонтальной линии, проведенной на рисунке через вер­ шину переднего ребра.
Затем намечают крупные членения врубки (рис. 258,6). Наклонный брус де­лят на две части по длине, а затем оба бруса (наклонный и горизонтальный) де­лят на три составные части. Процесс уточ­нения основной формы сопровождается легкой штриховкой.
В завершающей стадии работы (рис. 258, в) отдельным элементам врубки при­ дают волнистый профиль, уточняют грани­цы составных частей и места их сопряже­ний. Одновременно передают фактуру и материальность модели — штрихами подчеркивают направление волокон древе­сины. На торце врубки штрихи подчерки­вают ее волнистый профиль. Сильнее вы­деляют более темные по тону элементы — боковые накладки у наклонного бруса.
Наносят падающие тени на нижнем брусе и на горизонтальной плоскости.Продолжение статьи

*****
РЕКОМЕНДУЕМ выполнить перепост статьи в соцсетях!
*****

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optimized with PageSpeed Ninja

https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js?client=ca-pub-1292202812400639 "