Рисование геометрических тел

Рисование с натуры начинают с неслож­ных работ, выбирая для этого модели про­стой геометрической формы — куб, при­зму, цилиндр. При рисовании правильных геометрических тел легче обнаружить и исправить ошибки. Прежде чем присту­ пить к работе, внимательно изучают фор­му модели и ее строение. Необходимо так­же рассмотреть модель с разных сторон и выбрать наиболее выразительный пово­рот и ракурс.

Рисование куба. Перспективный рису­нок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способа­ми: сравнением и визированием. Как уже говорилось ранее, для правильной переда­чи на рисунке пропорций и формы пред­мета важны не действительные размеры объекта и его частей, а видимые, перспек­тивно-измененные их соотношения.

Рисунок-250. Приемы сравнения величин в перспективе визированием:

Приемы сравнения величин в перспективе визированием

а — поперечник грани принят за единицу измерения, б — визуальное совмещение единицы измерения с вертикальным ребром куба

На рис. 250 показана модель куба для рисования с натуры в заданном повороте и ракурсе относительно рисующего. Для того чтобы точнее определить, например, кажущееся соотношение ширины левой вертикальной грани куба и уже установ­ленной на рисунке высоты переднего вер­тикального ребра, пользуются приемом визирования карандашом.

Карандаш дер­жат в вытянутой руке перпендикулярно лучу зрения, совмещая острие карандаша с крайней левой точкой измеряемой части модели. Большим пальцем на карандаше ограничивают отрезок, равный ширине грани (рис. 250, а). Затем, не меняя поло­жения большого пальца и не сгибая руки, поворачивают карандаш в вертикальное положение и совмещают этот отрезок ка­рандаша с вертикальным ребром куба (рис. 250,6), отмечая на глаз различие между этими элементами.

Помимо проверки перспективных или кажущихся соотношений частей предмета очень важно правильно определить и пере­дать на рисунке величину наклона в пер­спективе уходящих в глубину горизон­тальных прямых предмета. В этом случае также используют визирование каранда­шом (рис. 251, а). Карандаш держат гори­зонтально, а на рисунке в соответствую­щем месте проводят вспомогательную го­ризонтальную линию. Затем сравнивают кажущиеся углы а и £ с отмеченными на рисунке и, если необходимо, корректируют построения.

Рисунок- 251. Проверка визированием перспективного наклона горизонтальных ребер куба (а); неверно построенные в перспективе наклоны ребер куба искажают его форму (б)

Проверка визированием перспективного наклона горизонтальных ребер куба

При рисовании с натуры следует пра­вильно передать не только видимые со­отношения величин, но и перспективные ракурсы — кажущиеся наклоны в пер­спективе горизонтальных прямых. На рис.251,6, так же как и на рис. 251, а, пра­вильно переданы видимые соотношения вертикальных граней, но неверно нанесены величины углов между основаниями двух видимых граней и вспомогательной гори­зонталью. В результате мы видим на рис. 251,6 не куб, а удлиненный параллелепи­пед.

Таким образом, чем больше сокраща­ется в перспективе ширина грани, тем большим воспринимается кажущийся на­клон ее горизонтальных ребер. Визированием пользуются лишь на на­чальной стадии обучения рисованию с на­ туры, поскольку оно задерживает разви­тие глазомера. Визирование не предше­ствует рисованию, а завершает отдельные его этапы и служит для контроля и про­верки уже выполненных на рисунке по­строений.

Рассмотрим приемы последовательного выполнения рисунка куба (рис. 252). Пре­жде всего тонкими линиями наметим гра­ницы изображения с боков, снизу и сверху (рис. 252, а). Вертикальные отрезки слева и справа отмечают крайние очерковые ребра куба. Затем между ними проведем вертикальный отрезок — положение сред­него ребра, разграничивающего две види­мые вертикальные грани, и засечкой свер­ху отметим его высоту. Кажущуюся ши­рину этих граней проверим визирова­нием карандашом, как было указано ра­нее.

После того как на рисунке построено ближнее ребро и намечено положение двух других вертикальных ребер, опреде­лим положение их вершин с помощью вспомогательных горизонтальных прямых, отметив на среднем ребре соответствую­щие отрезки (рис. 252,6).

Для проверки изображения верхней грани куба продолжим ближнее верти­кальное ребро вверх и отметим на нем горизонтальной засечкой вершину дальне­го, невидимого вертикального ребра. Че­рез полученные путем засечек вершины куба проведем наклонные прямые — изо­бражения горизонтальных ребер куба, идущие в правую и левую точки схода и слегка сходящиеся в их сторону (линия горизонта проходит выше куба).

Эти ли­нии продолжим до границ листа, что об­легчит проверку степени их сходимости.  Все эти построения выполним тонкими линиями, они могут быть проверены визиро­ванием.

Рисунок-252.Последовательность рисования куба с натуры(а…г):

Последовательность рисования куба с натуры(

После уточнения всех соотношений часть вспомогательных прямых убираем, прорисуем построенные линии контуров граней куба (рис. 252, в), одновременно слегка нанесем светотень, которая выявит объемность формы куба. На рис. 252, г показан законченный рисунок куба.

*****
РЕКОМЕНДУЕМ выполнить перепост статьи в соцсетях!
*****

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optimized with PageSpeed Ninja

https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js?client=ca-pub-1292202812400639 "