Проектирование тоннелей
Тоннель строят в местах пересечения коротких и крутых скал с трассированием дорог.Тоннель проектируют для двух полос дорожного движения,а вход располагают в выемке,которые разрабатываются методом взрыва на выброс скальных пород.
В процессе проектирования дорог проходящие по долинным ходам высокогорных перевальных участках, которые могут подвергаться различных снежных заносов и лавинам, проектируют трассу тоннелями.Тоннель дорогостоящее сооружение но обеспечивают значительно лучшие условия эксплуатации и обслуживания автомобильной дороги в последствии.
На перевальных участках разрабатывают несколько вариантов строительства тоннелей и в зависимости от строительных параметров принимают один из вариантов наиболее удачный и приемлемый. Тоннель проектируют обычно для двух полос движения, но на дорогах первой категории могут принять решении о строительстве для четырехполосного движения.
Также тоннель может быть в виде двухъярусной модели с двух полосным движением в каждом ярусе. Вход в тоннель располагается обычно в выемке с глубиной которое соответствует по строительной и эксплуатационной стоимости одного метра тоннеля. Выемки которые имеют как основание скальный грунт, чаще всего разрабатывают методом взрыва на выброс скальной породы.
Разработка скальных пород методом взрыва соответствует глубине в 20-35 метров в зависимости от длины тоннеля и принятого поперечного сечения,гидрогеологических и геологических условий. На дорогах первой и второй категорий устраивают тоннель со служебными проходами с двух сторон проезжей части. Ширина служебных проходов может достигать 0,75 метров, а на дрогах остальных категорий строят с одной стороны тротуар а с другой стороны защитную полосу в 0,5 метра.
Проектирование тоннелей для автомобильных дорог
Рисунок-1. Автомобильные тоннели
В тоннелях сопротивление движению автомобилей возрастает по сравнению с движением автомобиля по трассе на открытых участках.Это происходит из за эффекта поршня,когда воздух перед автомобилями дополнительно сжимается а также из за турбулентности движения воздушного потока между стенами тоннеля и движущимися автомобилями.
При длине тоннеля в один километр для грузовых автомобилей сопротивление воздуха увеличивается примерно на сорок процентов а для легковых на 10%. В плане и в продольном профиле тоннель проектируют также как и на открытых участках автомобильных дорог, по тем же нормам. По возможности тоннель располагают на прямых участках, а для того чтобы обеспечить минимальные требования к видимости, радиус кривой в плане на всех тоннелях должен быть не меньше 250 метров.
В тоннелях продольный уклон делают не менее 4‰ (промилей) для обеспечения поверхностного водоотвода и не более сорока промилей. Если тоннель имеет более 500 метров в исключительных случаях уклон делают равным 60 ‰ ( промилей).Тоннелям с протяженностью в 300 метров и меньше придают односторонний уклон.
При большей длине тоннеля придают двускатный уклон дороги с подъемом уклона к середине тоннеля. Камеры для хранения различных материалов и инструментов устраивают в стенах тоннелей шириной и глубиной до двух метров. При этом высота может достигать 2,5 метра а камеры располагают в шахматном порядке через 250-300 метров длины тоннеля с каждой стороны.
В тоннелях которые имеют протяженность более 150 метров устраивают искусственную вентиляцию.При меньшей протяженности тоннеля считается что смена воздуха происходит за счет движения по тоннелю автомобилей. В тоннелях вентиляция обеспечивает удаление отработанных газов грузовых и легковых автомобилей с дизельными двигателями, которые затрудняют не только дыхание водителей но и видимость.
Читай далее продолжение статьи
*****
Добавить комментарий