Классификация автомобильных дорог позволяет разделить все дороги общего значения на несколько групп по административному, культурному и народнохозяйственному значению.
〈 Дороги общегосударственного значения соединяют города и столицы автономных республик между собой и со столицей Российской Федерации -Москвой, а также важнейшие промышленные и культурные центры с населением 500 тыс.чел. и более, обеспечивают транспортные и туристические связи с соседними странами, являются подъездными к аэропортам I и II классов, речным и морским портам I и II групп, курортам, заповедникам, историческим и культурным памятникам.
〉 Дороги республиканского значения связывают столицы автономных республик с городами страны имеющие население от 100 тыс. до 500 тыс.чел. К ним относятся также дороги, ведущие к аналогичным перечисленным выше пунктам государственного значения. Дороги областного или краевого значения соединяют столицы автономных областей, административные центры краев и областей с районными центрами и пунктами с населением от 10 тыс. до 50 тыс.чел., короткие подъезды к дорогам общегосударственного и республиканского значения к объектам областного значения, аналогичным перечисленным выше.
〉 Дороги местного значения связывают между собой районные центры, населенные пункты с численностью более 10 тыс.чел, места расположения сельских и поселковых советов и центральные усадьбы колхозов и совхозов. Внутрихозяйственные дороги колхозов и совхозов, а также других сельскохозяйственных предприятий соединяют центральные усадьбы с их отделениями и бригадами, фермами, полевыми станами и другими сельскохозяйственными объектами, а также эти объекты с дорогами общей сети.
В зависимости от народнохозяйственного значения дороги и перспективной на 20 лет интенсивности движения, считаемой от года завершения разработки проекта , автомобильные дороги общего пользования согласно Строительным нормам и правилам (СНиП 2.05.02-85) делят на пять категорий( смотри таблицу-1).
Таблица-1.Расчетная интенсивность движения автомобилей по дорогам в зависимости от категории
К и II категориям отнесены автомобильные дороги общегосударственного, республиканского, областного и краевого значения. При этом различают два вида дорог I категории: Iа-магистральные дороги общегосударственного значения, включая международные ;
Iб-прочие дороги с высокой интенсивностью движения.
Дороги III категории-это дороги того же значения, что и предыдущие, но не отнесенные к этим категориям ( с меньшей интенсивностью движения) и важнейшие местные дороги;
IV категории-республиканские, областные и местные дороги; V категории-дороги сугубо местного значения. Внутрихозяйственные дороги агропромышленных комплексов( колхозов и совхозов) а также других сельскохозяйственных предприятий и организаций, согласно СниП 2.05.11-83 делят на категории Ic, IIс и IIIс в зависимости от объема выполняемых по ним грузовых перевозок.
К категории Iс относят дороги, расчетный объем грузовых перевозок по которым в месяц «пик» составляет более 10 тыс.т нетто.
К категории IIс -менее 10 тыс т.нетто.К категории IIIс относят полевые дороги, предназначенные для транспортного обслуживания отдельных сельскохозяйственных угодий. Чем выше интенсивность движения, тем более совершенными проектируют дороги. Это связано с тем, что если для пропуска движения большой интенсивности построить дорогу с относительно крутыми уклонами и малой шириной проезжей части, то хотя она и будет стоить дешевле, автомобили на ней не смогут двигаться с высокими скоростями.
На такой дороге в течении всего периода эксплуатации автомобильный транспорт будет нести очень большие расходы. Конечно, подход к назначению типа дорог не исчерпывается вопросами стоимости строительства и эксплуатации. Учитывается и ряд других соображений о значении дороги для народного хозяйства и ее роли в транспортной сети. Ряд дорог строят с соблюдением относительно высоких технических требований, несмотря на интенсивность движения, соответствующую более низкой категории, например подъезды к аэропортам, когда стремятся обеспечить наибольшее удобство и скорость сообщений.
Нецелесообразно исходить только из ожидаемой интенсивности движения также при проектировании дорог пионерского типа, строящихся во вновь осваиваемых малонаселенных районах. Такая дорога, несмотря на малую интенсивность движения в течении первых лет после строительства, в дальнейшем становиться магистралью, вокруг которой происходит заселение района. Поэтому трассу пионерских дорог целесообразно назначать с учетом относительно далеких перспектив развития района, по техническим нормативам плана и продольного профиля, соответствующим большей интенсивности движения, чем перспективная на ближайший период.
Все элементы дороги каждой категории рассчитывают на обеспечение безопасного движения одиночных легковых автомобилей с расчетной скоростью, соответствующей данной категории дороги, при хорошей видимости в сухую погоду или при увлажненной чистой поверхности покрытия. Скорости движения автомобилей для расчета элементов плана и продольного профиля дорог разных категорий принимают в соответствии с таблицей-2.
Таблица-2. Расчетная скорость автомобилей в зависимости от категории дороги
Основная расчетная скорость движения для дорог I категории соответствует максимальным скоростям, которые могут развивать современные отечественные легковые автомобили, а расчетная скорость для дорог IV категории близка к максимальным скоростям грузовых автомобилей. При движении по дороге потока транспортных средств из-за взаимных помех скорости движения снижаются по сравнению с расчетными. Однако расчет элементов на высокие скорости обеспечивает удобство и безопасность движения в часы меньшей загрузки дороги.
По дорогам низших категорий происходит движение тех же автомобилей, что и по дорогам высших категорий. Однако дороги III-V категорий ограничивают возможности автомобилей в полной мере использовать свои динамические качества. Поэтому в нормах проектирования автомобильных дорог специально оговорено, что всегда, когда позволяют условия местности и это не связано с существенным увеличением объемов и стоимости работ, следует предусматривать значения элементов плана и продольного профиля дорог, обеспечивающие высокие скорости движения, если возможно даже превышающие расчетные для дорог I категории.
Сегодня в данной статье поговорим о том, как залить пол, используя для этого товарный бетон…
Устройство рабочих швов в бетонируемых конструкциях проводятся в местах где стыки старого и нового бетона…
Для защиты каменных материалов от разрушения применяют конструктивные и физико-химические методы. (далее…)
Ведущее место среди искусственных каменных материалов принадлежит металлургическим шлакам, которые являются побочным продуктом металлургии. (далее…)
Способы обработки древесины подразделяют на плотничные и столярные работы. (далее…)
Установка столярных изделий производится на строительном объекте и должно строго соответствовать строительным нормам и правилам…