Рисование с натуры начинают с несложных работ, выбирая для этого модели простой геометрической формы — куб, призму, цилиндр. При рисовании правильных геометрических тел легче обнаружить и исправить ошибки. Прежде чем присту пить к работе, внимательно изучают форму модели и ее строение. Необходимо также рассмотреть модель с разных сторон и выбрать наиболее выразительный поворот и ракурс.
Рисование куба. Перспективный рисунок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способами: сравнением и визированием. Как уже говорилось ранее, для правильной передачи на рисунке пропорций и формы предмета важны не действительные размеры объекта и его частей, а видимые, перспективно-измененные их соотношения.
Рисунок-250. Приемы сравнения величин в перспективе визированием:
а — поперечник грани принят за единицу измерения, б — визуальное совмещение единицы измерения с вертикальным ребром куба
На рис. 250 показана модель куба для рисования с натуры в заданном повороте и ракурсе относительно рисующего. Для того чтобы точнее определить, например, кажущееся соотношение ширины левой вертикальной грани куба и уже установленной на рисунке высоты переднего вертикального ребра, пользуются приемом визирования карандашом.
Карандаш держат в вытянутой руке перпендикулярно лучу зрения, совмещая острие карандаша с крайней левой точкой измеряемой части модели. Большим пальцем на карандаше ограничивают отрезок, равный ширине грани (рис. 250, а). Затем, не меняя положения большого пальца и не сгибая руки, поворачивают карандаш в вертикальное положение и совмещают этот отрезок карандаша с вертикальным ребром куба (рис. 250,6), отмечая на глаз различие между этими элементами.
Помимо проверки перспективных или кажущихся соотношений частей предмета очень важно правильно определить и передать на рисунке величину наклона в перспективе уходящих в глубину горизонтальных прямых предмета. В этом случае также используют визирование карандашом (рис. 251, а). Карандаш держат горизонтально, а на рисунке в соответствующем месте проводят вспомогательную горизонтальную линию. Затем сравнивают кажущиеся углы а и £ с отмеченными на рисунке и, если необходимо, корректируют построения.
Рисунок- 251. Проверка визированием перспективного наклона горизонтальных ребер куба (а); неверно построенные в перспективе наклоны ребер куба искажают его форму (б)
При рисовании с натуры следует правильно передать не только видимые соотношения величин, но и перспективные ракурсы — кажущиеся наклоны в перспективе горизонтальных прямых. На рис.251,6, так же как и на рис. 251, а, правильно переданы видимые соотношения вертикальных граней, но неверно нанесены величины углов между основаниями двух видимых граней и вспомогательной горизонталью. В результате мы видим на рис. 251,6 не куб, а удлиненный параллелепипед.
Таким образом, чем больше сокращается в перспективе ширина грани, тем большим воспринимается кажущийся наклон ее горизонтальных ребер. Визированием пользуются лишь на начальной стадии обучения рисованию с на туры, поскольку оно задерживает развитие глазомера. Визирование не предшествует рисованию, а завершает отдельные его этапы и служит для контроля и проверки уже выполненных на рисунке построений.
Рассмотрим приемы последовательного выполнения рисунка куба (рис. 252). Прежде всего тонкими линиями наметим границы изображения с боков, снизу и сверху (рис. 252, а). Вертикальные отрезки слева и справа отмечают крайние очерковые ребра куба. Затем между ними проведем вертикальный отрезок — положение среднего ребра, разграничивающего две видимые вертикальные грани, и засечкой сверху отметим его высоту. Кажущуюся ширину этих граней проверим визированием карандашом, как было указано ранее.
После того как на рисунке построено ближнее ребро и намечено положение двух других вертикальных ребер, определим положение их вершин с помощью вспомогательных горизонтальных прямых, отметив на среднем ребре соответствующие отрезки (рис. 252,6).
Для проверки изображения верхней грани куба продолжим ближнее вертикальное ребро вверх и отметим на нем горизонтальной засечкой вершину дальнего, невидимого вертикального ребра. Через полученные путем засечек вершины куба проведем наклонные прямые — изображения горизонтальных ребер куба, идущие в правую и левую точки схода и слегка сходящиеся в их сторону (линия горизонта проходит выше куба).
Эти линии продолжим до границ листа, что облегчит проверку степени их сходимости. Все эти построения выполним тонкими линиями, они могут быть проверены визированием.
Рисунок-252.Последовательность рисования куба с натуры(а…г):
После уточнения всех соотношений часть вспомогательных прямых убираем, прорисуем построенные линии контуров граней куба (рис. 252, в), одновременно слегка нанесем светотень, которая выявит объемность формы куба. На рис. 252, г показан законченный рисунок куба.
Сегодня в данной статье поговорим о том, как залить пол, используя для этого товарный бетон…
Устройство рабочих швов в бетонируемых конструкциях проводятся в местах где стыки старого и нового бетона…
Для защиты каменных материалов от разрушения применяют конструктивные и физико-химические методы. (далее…)
Ведущее место среди искусственных каменных материалов принадлежит металлургическим шлакам, которые являются побочным продуктом металлургии. (далее…)
Способы обработки древесины подразделяют на плотничные и столярные работы. (далее…)
Установка столярных изделий производится на строительном объекте и должно строго соответствовать строительным нормам и правилам…