Рисование группы геометрических тел.

После рисования простых геометрических тел можно перейти к рисованию группы геометрических тел. Прежде чем присту­пить к такому рисунку, из нескольких гео­метрических тел оставляют выразитель­ную группу так, чтобы между предметами, входящими в нее, было композиционное согласование. Кроме того, учитывают так­ же освещение группы предметов.

Необхо­димо, чтобы светотень выявляла не только форму отдельных геометрических тел, но и пространственность композиции. При этом можно использовать падающие тени от одного предмета на другой и на гори­зонтальное основание группы (рис. 255). Начинают работу с размещения рисунка группы тел на листе. Учитывая характер композиции предметов, лист бумаги распо­лагают вертикально или горизонтально (рис. 255, а ).

При выборке композиции рисунка поль­зуются эскизом, который выполняют на небольшом листе бумаги. Эскиз дает воз­можность проверить не только размеры изображения относительно границ листа, но и композицию предметов — сочетание отдельных предметов, ракурс — поворот в сторону рисующего. Рисунок не должен быть настолько крупным, чтобы его кон­туры приближались к краям листа, но он и не должен быть мелким. Рисунок обычно занимает среднюю часть листа и примерно 2/3 его площади.

При выполнении рисунка нельзя рисо­вать предметы, составляющие группу, по очереди, одни за другим. Начинать следует с целого, рисуя сразу всю группу, при этом надо идти от общего к частному, не отвле­каясь на детали и подробности. Работу над рисунком ведут в строгой последова­тельности, решая на каждом ее этапе опре­деленные изобразительные задачи.

Первый этап — нанесение обобщенной формы предметов (рис. 255, б). После того как на эскизе определят общие размеры рисунка, на листе наносят границы группы сверху, снизу и с боков. Легкими линиями намечают общие формы тел — вертикаль­ные ребра куба. Засечками с четырех сто­рон наносят габариты видимого основания цилиндра и направление его оси. Далее намечают горизонтальные ребра куба. Сте­пень перспективного ракурса этих прямых проверяют вспомогательными прямыми (см. рис. 252, б).

Второй этап — перспективное построе­ние объемных форм предметов и уточнение их пропорций, (рис. 255, в). На этом эта­пе — наиболее ответственном и длитель­ном — окончательно уточняют основные пропорции, ранее только намеченные.

Рисунок-255. Рисование с натуры группы геометрических тел:

а — выбор композиции рисунка на листе, б…г — последовательность рисования

По­ строения легко проверить, если прорисо­вать и невидимые элементы предметов.
Полезно провести несколько вспомога­тельных прямых, чтобы с их помощью сравнить размеры изображаемых тел, а также уточнить направление парал­лельных прямых, идущих в точки схода на горизонте — горизонтальных ребер куба и контурных образующих цилиндра. Затем слегка наносят светотень.

Третий этап — нанесение светотени, проработка деталей и обобщение рисунка (рис. 255, г). На основе уже выполненных построений наносят светотень, придавая геометрическим телам выразительность объемных форм. Наносят падающие тени от куба на цилиндр и на горизонтальную плоскость. Прорабатывают передний план и детали: передают неровности поверхно­сти и ее фактуру.

При этом усиливают контраст света и тени на переднем плане и ослабляют его на дальнем, что способ­ствует передаче на рисунке простран­ственности композиции. Наносят фон, выделяя тем самым осве­щенную часть поверхности цилиндра и верхнюю горизонтальную грань куба.

При передаче светотени штриховкой рису­ нок постепенно прорабатывают по всей его площади и все время следят за правильно­стью тоновых соотношений. При этом не­ обходимо правильно оценить, где самое светлое и самое темное места предмета. В завершающей стадии работы следует отойти на некоторое расстояние от рисун­ка и рассмотреть его как бы со стороны. Разработка деталей приводит к некоторой дробности рисунка.

Чтобы избежать этого, легкими широкими штрихами обобщают намечают общие формы тел — вертикаль­ные ребра куба. Засечками с четырех сто­рон наносят габариты видимого основания цилиндра и направление его оси. Далее намечают горизонтальные ребра куба. Сте­пень перспективного ракурса этих прямых проверяют вспомогательными прямыми (см. рис. 252, б).

Рисунок-256. Рисование группы геометрических форм:

а — эскизы, б — законченный рисунок

Второй этап — перспективное построе­ние объемных форм предметов и уточнение их пропорций, (рис. 255, в). На этом эта­пе — наиболее ответственном и длитель­ном — окончательно уточняют основные пропорции, ранее только намеченные. По­ строения легко проверить, если прорисо­вать и невидимые элементы предметов.

Полезно провести несколько вспомога­тельных прямых, чтобы с их помощью сравнить размеры изображаемых тел, а также уточнить направление парал­лельных прямых, идущих в точки схода на горизонте — горизонтальных ребер куба и контурных образующих цилиндра. Затем слегка наносят светотень.

Третий этап — нанесение светотени, проработка деталей и обобщение рисунка (рис. 255, г). На основе уже выполненных построений наносят светотень, придавая геометрическим телам выразительность объемных форм. Наносят падающие тени от куба на цилиндр и на горизонтальную плоскость. Прорабатывают передний план и детали: передают неровности поверхно­сти и ее фактуру.

При этом усиливают контраст света и тени на переднем плане и ослабляют его на дальнем, что способ­ствует передаче на рисунке простран­ственности композиции. Наносят фон, выделяя тем самым осве­щенную часть поверхности цилиндра и верхнюю горизонтальную грань куба.

При передаче светотени штриховкой рису­ нок постепенно прорабатывают по всей его площади и все время следят за правильно­стью тоновых соотношений. При этом не­ обходимо правильно оценить, где самое светлое и самое темное места предмета. В завершающей стадии работы следует отойти на некоторое расстояние от рисун­ка и рассмотреть его как бы со стороны.

Разработка деталей приводит к некоторой дробности рисунка. Чтобы избежать этого, легкими широкими штрихами обобщают мелкие подробности, подчеркивая общие крупные формы предмета. В результате рисунок выигрывает в целом. Деление процесса рисования с натуры на три этапа — условное. Все этапы пред­ставляют собой единый непрерывный про­цесс, они взаимосвязаны, а форму и про­порции уточняют на всех этапах работы.

На рис. 256,а показаны предварительно выполненные эскизы группы геометриче­ских тел, напоминающих по форме архи­ текстурно-строительную композицию, а на рис. 256, б — законченный рисунок этой группы. Для того чтобы выбрать наиболее удачную точку зрения и показать модель в более выразительном ракурсе, модель поворачивают, меняя тем самым характер освещенности, или совершают обход во­ круг нее и выполняют два-три эскиза не­ большого размера. Один из эскизов при­нимают за основу и после этого приступа­ ют к выполнению рисунка.

Сергей

Recent Posts

Устройство полов из бетона

Сегодня в данной статье поговорим о том, как залить пол, используя для этого товарный бетон…

2 года ago

Устройство рабочих швов в конструкциях из бетона

Устройство рабочих швов в бетонируемых конструкциях проводятся в местах где стыки старого и нового бетона…

2 года ago

Защита каменных материалов от разрушения

Для защиты каменных материалов от разрушения применяют конструктивные и физико-химические методы. (далее…)

2 года ago

Шлаковые строительные материалы

Ведущее место среди искусственных каменных материалов при­надлежит металлургическим шлакам, которые являются побочным продуктом металлургии. (далее…)

2 года ago

Способы обработки древесины

Способы обработки древесины подразделяют на плотничные и столярные работы. (далее…)

2 года ago

Установка столярных изделий

Установка столярных изделий производится на строительном объекте и  должно строго  соответствовать строительным нормам и правилам…

2 года ago