Бетон для дорожных и аэродромных покрытий

Бетон для дорожных и аэродромных покрытий должен обладать таким соотношением между его составляющими, которые обеспечивали бы его достаточную прочность на растяжение при изгибе а также достаточную прочность при сжатии и морозостойкость.

В бетонных покрытиях дорог и аэродромов основным расчетным напряжением является напряжение от изгиба, так как покрытие работает как плита на упругом основании. Поэтому при проектировании состава бетона, надо установить такое соотношение между его составляющими, которое обеспечивало бы  требуемую прочность бетона на растяжение при изгибе а также достаточную прочность при сжатии и морозостойкость.

Марки дорожного бетона по прочности устанавливают в зависимости от назначения бетона (смотри таблицу№1).

Таблица №1. Требования к прочности бетона для дорожных покрытий

Требования к прочности бетона для дорожных покрытийДля обеспечения требуемой морозостойкости бетона и его стойкости против совместного действия хлористых солей,применяемых для борьбы с гололедом и замораживания бетона при отрицательных температурах водоцементное отношение следует принимать для однослойных и верхнего слоя двухслойных покрытий не более 0,5. Марки бетона по морозостойкости назначают в соответствии с климатическими условиями района строительства(смотри таблицу №2.)

Таблица №2. Выбор марки дорожного бетона по морозостойкости

Выбор марки дорожного бетона по морозостойкостиДля бетона однослойных и двухслойных покрытий следует принимать портландцемент не ниже М 400 с содержанием трехкальциевого алюмината С3А менее 10%, а для оснований бетонных дорог желательно использовать дорожные пластифицированные и гидрофобные цементы.

Щебень необходимо изготовлять из прочных горных пород: для однослойных покрытий и верхнего слоя двухслойных покрытий щебень из изверженных горных пород должен иметь прочность не менее 120 МПа, а для нижнего слоя двухслойных покрытий прочность щебня должна быть более 80 МПа.

Для повышения морозостойкости бетона и удобоукладываемости бетонной смеси в нее вводят пластифицирующие и воздухововлекающие добавки. Для качественного уплотнения бетонная смесь должна иметь показатели подвижности или жесткости, приведенные в таблицу №3, определяемые непосредственно перед укладкой в покрытие или основание.

Таблица №3. Требования к подвижности бетонной смеси

Требования к подвижности бетонной смесиДля дорожного строительства применяют бетонные смеси с небольшим избытком песка, такие смеси хотя и имеют несколько повышенную жесткость, но хорошо укладываются в покрытие дорог, сохраняют прочность при изгибе, не расслаиваются и дают лучшее качество поверхности. При этом коэффициент раздвижки зерен заполнителя можно назначить в пределах 1,3…1,7.

Для дорожного бетона ориентировочно можно принять В/Ц=0,36Rц /(Rб+0,36·0,2Rц), где

Rц-активность цемента , Rб-прочность бетона.

Бетон дорожных покрытий подвергается совместному действию воды и мороза при одновременном влиянии солей, использующихся для предотвращения обледенения и облегчения очистки дорог от льда. Поэтому бетон однослойных покрытий и верхнего слоя двухслойных покрытий должен иметь необходимую морозостойкость: в суровом климате — не ниже Мрз 200, в умеренном — Мрз 150; в мягком — Мрз-100.

Чтобы получить морозостойкий бетон, применяют портландцемент М 500 с содержанием трехкальциевого алюмината не более 10%, гидрофобный и пластифицированный портландцемента, а В/Ц бетона ограничивают пределом 0,5 — 0,55. Бетон оснований дорожных покрытий изготовляют на портландцементе М 300 и М 400 и шлакопортландцементе. Начало схватывания цемента должно быть не ранее 2 ч, поскольку дорожный бетон нередко приходится перевозить на большие расстояния.

Для получения морозостойкого бетона рекомендуются следующие мероприятия :

1. Применение высокоалитового портландцемента, содержащего 45…55 % C3S, также 3…8% C3A с удельной поверхностью 3500…4500 см²/г, при оптимальном содержании гипса с низким содержанием MgO, свободной извести, щелочей.

2. Назначение при проектировании смеси В/Ц≤0,5, применение поверхностно-активных добавок, использование высококачественных заполнителей из морозостойких, плотных и прочных пород , не насыщаемых водой.

3. Высококачественное уплотнение бетонной смеси, применение мягких режимов пропаривания с небольшой скоростью подъема и снижения температуры, не допуская высушивания бетона.

4.Создание благоприятных условий для последующего твердения бетона, недопустимо замораживание бетона в раннем возрасте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.