Сварные соединения металлических конструкций
Сварные соединения металлических конструкций наиболее распространены в строительстве так как отличаются высокой прочностью, надежностью и простотой изготовления.
Металлические конструкции на монтаже соединяют между собой сваркой или на болтах. Сварные соединения наиболее распространены. Их выполняют ручной электродуговой сваркой. Ручную сварку выполняют на постоянном или переменном токе. Постоянный ток, обеспечивающий большую стабильность дуги, а следовательно, и лучшую устойчивость сварочного процесса, используют для сварки ответственных конструкций, преимущественно из низколегированных сталей, а также для сварки листовых конструкций, работающих под давлением или имеющих малую толщину.
В последнем случае сварку производят на токе обратной полярности (изделие—катод, электрод—анод). Температура катода всегда меньше температуры анода, что предохраняет свариваемое изделие от прожога. Во всех остальных случаях для сварки используют переменный ток, при котором требуется более простая аппаратура.
Подготовка стыков к сварке заключается в их зачистке, а также в проверке точности обработки кромок стыкуемых элементов и зазоров согласно нормативным документам. Стыкуемые кромки стальных конструкций зачищают на участке, превышающем ширину шва на 20… …30 мм в каждую сторону по всей его длине. Монтажные соединения собирают при помощи прихваток или сборочных приспособлений.
Число, размер и длина прихваток в сварных соединениях, воспринимающих монтажные нагрузки, определяют расчетом и указывают в рабочих чертежах. В прочих соединениях общая длина прихваток должна составлять не менее 10 % длины монтажного шва и быть не менее 50 мм.
Наложение шва поверх прихваток допускается только после зачистки последних, а каждого слоя при многослойной сварке — после очистки предыдущего слоя от шлака, брызг металла и вырубки из него участков с порами, раковинами и трещинами. При двухсторонних швах (в соединениях листовых конструкций) корень основного шва вырубают до чистого металла и очищают перед наложением подварочного шва.
В процессе подготовки стыков и сварки важно соблюдать условия, способствующие снижению остаточных напряжений и, следовательно, вероятности появления деформаций и трещин в сварных соединениях. К этим условиям относятся обеспечение проектных зазоров при сборке (увеличенные зазоры приводят к повышению усадки шва в результате роста наплавленного металла); соблюдение последовательности наложения швов, способствующей максимальной свободе температурных деформаций; соблюдение режима остывания шва (предварительный прогрев стали в зоне стыка) и др.
С целью снижения влияний сварочных напряжений на прочность конструкции монтажные соединения сваривают в определенной последовательности. В стыке двутавровой колонны с опорной плитой вначале сваривают стенку с плитой с одной стороны, а затем — с другой.
Полки с внутренних сторон сваривают с плитой на диагонально противоположных частях соединения в одном и другом направлениях, а затем последовательно сваривают каждую из полок с наружной стороны. Швы в узлах примыкания ригелей к колоннам накладывают поочередно в диагонально противоположных секторах соединения.
При длине шва до 1000 мм — от середины к краям в двух направлениях. Сварку каждого стыка производят до полного окончания без перерывов. Высокое качество сварного соединения достигается строгим соблюдением технологического процесса, режимов сварки, применением материалов с необходимыми свойствами.
Качество сварных соединений проверяют наружным осмотром (трещины, подрезы, маломерность, поры), гам-марентгенографированием, ультразвуком {трещины, непровары, поры). Число мест и протяженность контролируемых швов устанавливаются СНиПом и проектом.
Плотность сварных соединений контролируют различными способами. Например, шов промазывают с одной стороны керосином, а с другой — мелом, и по появлению на стороне, обмазанной мелом, пятен керосина судят о наличии дефектов шва. Плотность швов определяют также вакуумной камерой, создавая внутри нее разрежение (рис.1).
Дефектный шов, смазанный пенообразую-щим составом (например, мыльным раствором), под действием вакуума пропускает воздух, и по наличию пузырей судят о месте и величине дефектов. Иногда плотность швов контролируют химическим методом.
Рисунок-1. Контроль плотности сварных соединений с использованием эффекта вакуума
1 — контролируемый шов; 2 — губчатая резина; 3 — крышка из плексигласа;
4 — вакуумметр; 6 — вакуум-насос
Для этого с одной стороны сварного соединения под небольшим избыточным давлением создают среду из смеси аммиака с воздухом, а с другой соединение промазывают индикатором (водно-спиртовым раствором фенолфталеина) или наклеивают матерчатые ленты, пропитанные 5%-ным раствором азотнокислой ртути. Аммиак, пройдя через неплотности сварного соединения, окрашивает раствор фенолфталеина в ярко-рыжий цвет или вызывает потемнение азотнокислой ртути; таким образом выявляется дефект.
Сведения о сварке записывают в журнал: указывают дату выполнения сварки, расположение узла, характеристику шва, марку электрода, фамилию сварщика, данные о погоде.
*****
Добавить комментарий