Светотень.Форма предмета воспринимается правильно, когда предмет освещен и на его поверхности образуется светотень.Распределение света на поверхности предмета зависит не только от его формы, но и от направления лучей света. Различают следующие элементы светотени: свет, полутень, тень.
Рис. 234. Образование теней предмета:
1 — собственная тень, 2 — падающая тень
Тени разделяют на собственные и падающие (рис. 234). Собственная тень 1 образуется на неосвещенной части предмета. Линия или узкая полоса, разделяющая освещенную и неосвещенную части предмета, называется границей собственной тени.
На поверхностях многогранников она четко обозначена, на поверхностях вращения граница собственной тени не бывает резкой, а образует плавный переход от света к тени. Падающей 2 называют тень, которая отбрасывается предметом на какую-либо поверхность, расположенную за данным предметом, или на плоскость основания. Граница падающей тени имеет четкое очертание.
На кривой поверхности наибольшая яр кость получается при падении лучей света перпендикулярно поверхности (рис. 235).
Рис. 235. Распределение светотени на кривой поверхности:
1 — свет (блик), 2 — полутень, 3 — граница светотени, 4 — рефлекс, 5 — падающая тень; 3— 1 —3 — освещенная часть, 3—4—3 — собственная тень
При этом если поверхность гладкая или блестящая, то на ней образуется блик 1. По мере отклонения участков поверхности от направления лучей света ее освещенность постепенно уменьшается и образуется полутень 2. Освещенность оказывается наименьшей там, где лучи света скользят по поверхности, при этом образуется граница светотени 3 — самое темное место на поверхности.
Собственная и падающая тени предмета также имеют различную освещенность; собственная тень, как правило, светлее падающей. Это объясняется тем, что на неосвещенную часть предмета падают отраженные лучи, которые подсвечивают ее, создавая рефлекс 4. Падающая тень 5 по мере удаления от предмета, бросающего тень, несколько высветляется.
На поверхности многогранников, кроме того, на двух соседних гранях различной освещенности образуется пограничный контраст — усиление тени затененной грани к общей границе с более освещенной гранью (см. рис. 234) и высветление последней в сторону границы с менее освещенной гранью.
Для того чтобы придать техническому рисунку большую наглядность и выразительность, лучше выявить форму изображаемого предмета, необходимо помимо контурных линий передать на рисунке освещенность предмета, или распределение светотени на его поверхности. При изображении светотени на техническом рисунке принято считать, что источник света находится слева сверху.
Рисунок- 236. Схема построения границ собственных и падающих теней в техническом рисунке:
а — направление лучей света, б…г — тени соответственно призмы, цилиндра, конуса
Для того чтобы правильно нарисовать собственную и падающую теин предмета, прежде всего задают направление лучей света, изобразив вторичную (горизонтальную) проекцию луча света а/10, а затем аксонометрию луча АА0 (рис. 236). Ориентируя направление вторичной проекции относительно основания предмета, можно определить освещенность его боковых граней или кривой поверхности.
Наклон луча а к горизонтальной плоскости берут произвольный. Тени вершин призмы или характерных точек изображаемого предмета находят путем построения «лучевых треугольников», подобных заданному АаА0- линии ВС и CD, параллельные горизонтальной плоскости, отбрасывают тени В0Со и CoDo, параллельные и равные им по величине.
На рисунках тени на поверхности предметов наносят различными способами: штриховкой, шрафировкой, тушевкой или отмывкой. Штриховку выполняют тонкими прямы-ми или кривыми линиями, повторяющими форму предмета, линиями различной толщины и плотности; шрафировку — перекрестной штриховкой, т. е. пересекающимися штрихами; тушевку — частым, почти сплошным нанесением штрихов в различном направлении; отмывку делают тушью или краской.
Рисунок-237. Рисование геометрических тел в прямоугольной изометрии с нанесением штриховки и шрафировки:
а — призмы, б — цилиндра, я — конуса
В техническом рисовании применяют обычно штриховку и шрафировку. При рисовании гранных предметов (рис. 237, а) штрихи наносят прямыми линиями параллельно ребрам в двух направлениях (шрафировка), уплотняя штрихи у пограничных ребер.
На освещенных гранях штриховку наносят легкими штрихами у внешних контуров предмета. На поверхностях вращения (рис. 237, б, в) штриховку можно наносить прямыми линиями вдоль образующих, кривыми — по направлению из гиба поверхности или теми и другими вместе.
Сегодня в данной статье поговорим о том, как залить пол, используя для этого товарный бетон…
Устройство рабочих швов в бетонируемых конструкциях проводятся в местах где стыки старого и нового бетона…
Для защиты каменных материалов от разрушения применяют конструктивные и физико-химические методы. (далее…)
Ведущее место среди искусственных каменных материалов принадлежит металлургическим шлакам, которые являются побочным продуктом металлургии. (далее…)
Способы обработки древесины подразделяют на плотничные и столярные работы. (далее…)
Установка столярных изделий производится на строительном объекте и должно строго соответствовать строительным нормам и правилам…