Светотень и штриховка теней

Светотень.Форма предмета восприни­мается правильно, когда предмет освещен и на его поверхности образуется свето­тень.Распределение света на поверхности предмета зависит не только от его формы, но и от направления лучей света. Различа­ют следующие элементы светотени: свет, полутень, тень.

Рис. 234. Образование теней предмета:

1 — собственная тень, 2 — падающая тень

Тени разделяют на собственные и пада­ющие (рис. 234). Собственная тень 1 об­разуется на неосвещенной части предмета. Линия или узкая полоса, разделяющая освещенную и неосвещенную части пред­мета, называется границей собственной тени.

На поверхностях многогранников она четко обозначена, на поверхностях вращения граница собственной тени не бывает резкой, а образует плавный пере­ход от света к тени. Падающей 2 называ­ют тень, которая отбрасывается предме­том на какую-либо поверхность, располо­женную за данным предметом, или на плоскость основания. Граница падающей тени имеет четкое очертание.

На кривой поверхности наибольшая яр­ кость получается при падении лучей света перпендикулярно поверхности (рис. 235).

Рис. 235. Распределение светотени на кривой поверхности:


1 — свет (блик), 2 — полутень, 3 — граница светотени, 4 — рефлекс, 5 — падающая тень; 3— 1 —3 — освещенная часть, 3—4—3 — собственная тень

При этом если поверхность гладкая или блестящая, то на ней образуется блик 1. По мере отклонения участков поверхно­сти от направления лучей света ее осве­щенность постепенно уменьшается и образуется полутень 2. Освещенность оказыва­ется наименьшей там, где лучи света скользят по поверхности, при этом образу­ется граница светотени 3 — самое темное место на поверхности.

Собственная и падающая тени предмета также имеют различную освещенность; со­бственная тень, как правило, светлее па­дающей. Это объясняется тем, что на не­освещенную часть предмета падают отра­женные лучи, которые подсвечивают ее, создавая рефлекс 4. Падающая тень 5 по мере удаления от предмета, бросающего тень, несколько высветляется.

На поверхности многогранников, кроме того, на двух соседних гранях различной освещенности образуется пограничный контраст — усиление тени затененной грани­ к общей границе с более освещенной гранью (см. рис. 234) и высветление по­следней в сторону границы с менее осве­щенной гранью.

Для того чтобы придать техническому рисунку большую наглядность и вырази­тельность, лучше выявить форму изобра­жаемого предмета, необходимо помимо контурных линий передать на рисунке ос­вещенность предмета, или распределение светотени на его поверхности. При изо­бражении светотени на техническом ри­сунке принято считать, что источник света находится слева сверху.

Рисунок- 236. Схема построения границ собственных и падающих теней в техническом рисунке:


а — направление лучей света, б…г — тени соответственно призмы, цилиндра, конуса

Для того чтобы правильно нарисовать собственную и падающую теин предмета, прежде всего задают направление лучей света, изобразив вторичную (горизонталь­ную) проекцию луча света а/10, а затем аксонометрию луча АА0 (рис. 236). Ори­ентируя направление вторичной проекции относительно основания предмета, можно определить освещенность его боковых гра­ней или кривой поверхности.

Наклон луча а к горизонтальной плоскости берут про­извольный. Тени вершин призмы или ха­рактерных точек изображаемого предмета находят путем построения «лучевых треу­гольников», подобных заданному АаА0- линии ВС и CD, параллельные горизон­тальной плоскости, отбрасывают тени В0Со и CoDo, параллельные и равные им по вели­чине.

На рисунках тени на поверхности пред­метов наносят различными способами: штриховкой, шрафировкой, тушевкой или отмывкой. Штриховку выполняют тонкими прямы-ми или кривыми линиями, повторяющими форму предмета, линиями различной тол­щины и плотности; шрафировку — пере­крестной штриховкой, т. е. пересекающи­мися штрихами; тушевку — частым, почти сплошным нанесением штрихов в различ­ном направлении; отмывку делают тушью или краской.

Рисунок-237. Рисование геометрических тел в прямоугольной изометрии с нанесением штри­ховки и шрафировки:

а — призмы, б — цилиндра, я — конуса

В техническом рисовании применяют обычно штриховку и шрафировку. При ри­совании гранных предметов (рис. 237, а) штрихи наносят прямыми линиями парал­лельно ребрам в двух направлениях (шрафировка), уплотняя штрихи у погранич­ных ребер.

На освещенных гранях штри­ховку наносят легкими штрихами у внеш­них контуров предмета. На поверхностях вращения (рис. 237, б, в) штриховку мож­но наносить прямыми линиями вдоль обра­зующих, кривыми — по направлению из­ гиба поверхности или теми и другими вместе.

Сергей

Recent Posts

Устройство полов из бетона

Сегодня в данной статье поговорим о том, как залить пол, используя для этого товарный бетон…

2 года ago

Устройство рабочих швов в конструкциях из бетона

Устройство рабочих швов в бетонируемых конструкциях проводятся в местах где стыки старого и нового бетона…

2 года ago

Защита каменных материалов от разрушения

Для защиты каменных материалов от разрушения применяют конструктивные и физико-химические методы. (далее…)

2 года ago

Шлаковые строительные материалы

Ведущее место среди искусственных каменных материалов при­надлежит металлургическим шлакам, которые являются побочным продуктом металлургии. (далее…)

2 года ago

Способы обработки древесины

Способы обработки древесины подразделяют на плотничные и столярные работы. (далее…)

2 года ago

Установка столярных изделий

Установка столярных изделий производится на строительном объекте и  должно строго  соответствовать строительным нормам и правилам…

2 года ago