Общие сведения о рисовании с натуры

Рисунок — это изображение объемных предметов в наглядном виде по правилам перспективы,то есть такими, какими мы их видим в реальных условиях. В этом за­ключается основное отличие рисунка от чертежа, в котором единое отображение предмета расчленено на две-три его проек­ции.

В рисунке с натуры изображают види­мую форму предмета, которая передает и действительную его форму. В перспек­тивном рисунке крупного по размерам предмета отражаются также положение наблюдателя относительно объекта и дей­ ствительная величина объекта.

Между действительной и видимой фор­мой предмета имеется различие. Действи­тельная форма предмета неизменна, види­мая же его форма многообразна, она по­стоянно меняется в зависимости от ракур­са или поворота предмета относительно наблюдателя и от дистанции наблюдателя.

С разных сторон и расстояний мы видим предмет по-разному, поэтому при рисова­нии с натуры большое значение приобре­тает выбор такой точки зрения, при кото­рой хорошо выявляются объемная форма и характерные особенности изображаемо­ го предмета. Например, если рассматри­вать прямой круговой цилиндр со стороны основания, то мы увидим лишь круг:

боко­вая поверхность цилиндра не видна. До­статочно несколько повернуть цилиндр, чтобы получить правильное представление о его форме. Для лучшей передачи формы и объемности предмет для зарисовки уста­навливают в таком повороте, чтобы его форма хорошо выявлялась.

Приступая к рисованию с натуры, пре­жде всего необходимо уяснить форму предмета, мысленно расчленив его на со­ставляющие элементы. Окружающие нас предметы, строитель­ные детали и конструкции обладают раз­личными внешними признаками: физиче­скими (материал, цвет, фактура, освещен­ность) и геометрическими (форма, соотно­ шение размеров, взаимное расположение отдельных частей).

Основная задача рисования с натуры, особенно на начальном этапе,— верная передача в рисунке геометрических признаков предмета. В дальнейшем в за­висимости от поставленной задачи на ри­сунке передают и физические признаки предмета. Рисунок с натуры может быть длитель­ным по времени исполнения и законченным или выполняться быстро, с передачей формы предмета в общих чертах.

В по­следнем случае рисунок называют набро­ском или эскизом. Помимо своего самосто­ятельного назначения эскиз бывает необ­ходим в тех случаях, когда требуется, перед тем как приступить к длительному основному рисунку, решить некоторые композиционные задачи — проверить вы­бор точки зрения, установить общую ком­позицию рисунка и размещение изображе­ния на листе.

По технике выполнения и характеру графики рисунок с натуры бывает тоновый и линейный. На тоновом рисунке средства­ми штриха и тушевки подробно передают светотеневые отношения и форму предме­та, а на линейном — линией одного тона очертания предмета и отдельных его частей.

Изображение предмета в перспективном рисунке с натуры значительно нагляднее аксонометрического изображения, по­скольку на рисунке отражаются перспек­тивные сокращения, т. е. уменьшение предмета по мере его удаления от наблю­дателя (рис. 243).

Рисунок-243. Перспективные сокращения равных по величине элементов объекта по мере их удаления от наблюдателя в глубину и перспективная сходимость параллельных прямых в точке схода;

Перспективные сокращения равных по величине элементов объекта

F — точка схода, h — h — линия горизонта

Проектирование зданий и сооружений, конструирование машин и различных ме­ ханизмов начинается с рисунка. Прежде чем выразить свои замыслы в чертежах, проектировщик выполняет рисунки и эски­зы, с помощью которых уточняет и со­ вершенствует первоначальное проектное решение.

*****
РЕКОМЕНДУЕМ выполнить перепост статьи в соцсетях!
*****

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Беларуская моваEnglishFrançaisDeutschКыргызчаLatviešu valodaLietuvių kalbaLëtzebuergeschRomânăРусскийУкраїнська
Optimized with PageSpeed Ninja