Рисование архитектурных сооружений н внутреннего вида зданий
При рисовании крупных пространственных объектов — архитектурных сооружений и интерьеров зданий — большое значение имеет выбор точки зрения и применение перспективных построений. Глубинность пространства на рисунке выражают графическими средствами:
правильной передачей перспективных сокращений и воздушной перспективы; передний план прорисовывают в деталях обстоятельно и четко, дальние планы —более обобщенно. Эффект глубинности композиции достигается также ослаблением светотеневого контраста по мере увеличения пространственных расстояний.
Рисование интерьера.
Рисунок внутреннего вида помещения, или интерьера, начинают с выбора точки зрения, учитывая возможность свободного охвата взглядом изображаемого внутреннего пространства. Угол зрения при этом не должен превышать 50…60°. Если требуется изобразить, например, мозаичный пол, точку зрения надо выбрать по возможности выше.
Если элементом оформления помещения служит декоративное панно, то, перемещаясь вправо и влево, выбирают такое положение, чтобы одна из стен интерьера, на которой помещено панно, оказалась в не большом перспективном ракурсе. Прежде чем приступить к основному рисунку интерьера, рекомендуется выполнить несколько эскизов. На рис. 261, а показан план помещения — вестибюля клуба, а на рис. 261, б, а — два эскиза.
Первый эскиз (рис. 261, б) выполнен из точки А, когда главный луч / направлен в угол помещения. Горизонтальные прямые разных направлений имеют две точки схода F1 и F2 (угловая перспектива). На этом эскизе хорошо просматривается соседнее пространство вестибюля, но рисунок в целом недостаточно выразителен: перспективные ракурсы стен одинаковы, перспектива рисунка оказалась «вялой», глубинность внутреннего пространства вы является недостаточно.
Рисунок. 261. Выбор точки зрения при рисовании интерьера:
2 — план н положение точек зрения, б, в — эскизы к основному рисунку
Второй эскиз (рис. 261, а) выполнен из точки В, когда главный луч зрения 2 направлен перпендикулярно фронтальной стене помещения. На рисунке изображена одна точка F для горизонтальных прямых продольного направления, прямые поперечного направления изображаются параллельными (фронтальная перспектива).
Внутреннее пространство достаточно хорошо представлено.
Однако точка зрения выбрана неудачно, поскольку в результате сильного перспективного сокращения правой стороны помещения исчезли просветы между столбами и не видно пространства вестибюля. Поэтому следует выбрать другую точку зрения, переместившись влево. На рис. 262 показан рисунок, выполненный из точки А, когда главный луч 3 направлен перпендикулярно фронтальной стене помещения. В этом рисунке устранены оба недостатка предыдущих двух эскизов.
При рисовании интерьера вестибюля клуба (рис. 262, а) сначала намечают линию горизонта h—h и точку схода F про дольных прямых линий; затем легкими линиями намечают основные линии стен, по ла, потолка. Далее рисуют крупные фор мы, не отвлекаясь на детали.
Рисунок. 262. Рисунок интерьера вестибюля клуба:
а — построение рисунка интерьера, б — законченный рисунок
Разбивку перспективной сетки мозаичных плит пола удобно производить, про водя сначала продольные линии плит, идущие в точку схода F, а затем прямую линию диагоналей квадратов и всего по ла — в точку D на линии горизонта справа. Для этого на глаз выделяют на рисунке равные соотношения ширины и глубины помещения (пропорции квадрата) на полу (АВЕС) или в плоскости потолка, проводят диагональ квадрата н продолжа ют ее до точки D на линии горизонта.
Через точки пересечения прямой AD с про дольными линиями проводят поперечные линии пола.
В дальнейшем (рис. 262, б) уделяют внимание глубине пространства, учитывают воздушную перспективу, выявляют ее. Линии заднего плана и штриховку светотени выполняют легче н тоньше, чем на переднем плане, где светотеневой контраст должен быть сильнее.
В завершающей стадии подробно прорабатывают элементы внутренней отделки интерьера, например рисунок мозаичного пола. Эти части интерьера могут быть так же представлены дополнительным рисунком в увеличенном масштабе с указанием размеров, формы и цветовых соотношений.
Рисование экстерьера. При рисовании внешнего вида, или экстерьера, здания необходимо правильно передать на изображении глубину пространства и степень перспективных ракурсов сторон или фасадов здания. Внешний вид здания в общем виде представляет собой объем прямоугольных в плане очертаний (параллелепипед) или сочетание нескольких таких объемов.
Сначала на рисунке наносят общую форму здания, намечают линию горизонта и точки схода горизонтальных прямых (рис. 263, а), проверяют правильность передачи перспективных сокращений, а за тем переходят к рисованию деталей: окон, дверей н других архитектурных элементов. В процессе рисования следят за правильностью построений и выразительностью основных форм здания, не уделяя большого внимания прорисовке мелких де талей.
Рисунок. 263. Рисунок внешнего вида здания — экстерьера:
а — построение рисунка экстерьера, 6 — законченный рисунок
Поскольку фасад здания симметричен, его середину на рисунке определяют пере сечением вспомогательных диагоналей, прямоугольной плоскости фасада. Далее намечают линии окон первого и второго этажей, идущие к точке схода, а после этого наносят вдоль фасада разбивку окон н простенков, учитывая перспективные сокращения их поперечников.
После того как все основные построения на рисунке выполнены н проверены, пере ходят к более подробной прорисовке де талей н нанесению светотени (рис. 263, б).
При этом следует учитывать воздушную перспективу.
Более детально на рисунке прорабатывают элементы переднего плана. Детали дальнего плана рисуют более обобщенно: тени прокладывают более легким тоном.
Глубину пространства подчеркивает так же антураж — часть газона на первом плане, обрезанного рамкой рисунка, и лег кие облака.
Добавить комментарий