Наблюдательная перспектива

Рисова­ние с натуры объединяет два процесса: во- первых, зрительное восприятие предмета, правильную оценку его формы и пропор­ций и, во-вторых, изображение видимой формы предмета на плоскости. Большую помощь при этом оказывает знание правил наблюдательной перспективы, полученное в результате непосредственного изуче­ния окружающих нас предметов в нату­ре.

Различают две части общей перспекти­вы: линейную — изображение очертаний предметов и воздушную — изображение светотеневых и цветовых изменений пред­метов в пространстве в зависимости от их удаления от наблюдателя.

Основная особенность наблюдательной перспективы — перспективное сокращение, т. е. кажущееся уменьшение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Сте­пень этого уменьшения пропорциональна расстоянию от предмета. Чем ближе пред­мет расположен к наблюдателю, тем он вопринимается в перспективе большим по сравнению с одинаковым с ним, но более удаленным предметом, например размеры колонн на рис. 243.

В результате парал­лельные прямые воспринимаются сходящи­ мися в одной точке — точке схода F. Для горизонтальных прямых точка схода рас­положена на линии горизонта h—h. Вер­тикальные прямые в перспективе остаются параллельными одна другой (вертикаль­ные ребра зданий).

От положения точки зрения наблюдате­ля зависит характер перспективного изо­бражения предмета. Видимая форма пред­ мета заметно изменяется при перемеще­нии наблюдателя вправо и влево относительно­ первоначальной точки зрения и при обходе вокруг объекта.
Видимая форма предмета зависит так­же от дистанции наблюдения (рис. 244).

Рисунок-244. Влияние дистанции наблюдения на перспективное изображение предмета:

Влияние дистанции наблюдения на перспективное изображение предмета
1…3 — точки зрения; I…III — изображение предмета из соответствующих точек

Сходимость прямых линий, или перспек­тивный ракурс, тем больше, чем ближе расположена точка зрения относительно предмета. Если наблюдатель находится близко к объекту (точка / — горизонталь­ ный угол зрения 45°), сходимость гори­зонтальных прямых в перспективе стано­вится значительной, при этом точки схода Fi и Ft прямых приближены к изображе­нию предмета.

По мере удаления точки зрения (точки 2 и 3 — углы зрения 30 и 15°) перспективный ракурс уменьша­ется, точки схода прямых отдаляются вправо и влево и обычно оказываются за пределами листа. Перспективное изобра­жение предмета в этих случаях выглядит по-разному.

При близкой точке зрения (изображе­ние I) перспектива предмета приобретает большую выразительность, но вместе с тем и неестественный вид. При дальней точке и небольшом угле зрения (изображение III) перспектива изображаемого объекта становится «вялой> и невыразительной.

Наиболее выразительное и естественное —перспективное изображение 11 (угол зре­ния 30°). Таким образом, на перспектив­ном изображении отражаются не только форма и положение предмета в простран­стве, но и точка зрения, т. е. положение рисующего относительно предмета.

Поэто­му правильный выбор точки зрения (наи­лучший угол зрения 20…40°) и расстояние до изображаемого предмета имеют при рисовании с натуры важное значение. При рисовании с натуры строительных конструкций, архитектурных фрагментов и различных сооружений знание некото­рых основных закономерностей перспекти­вы дает возможность правильно выпол­нить необходимые перспективные построе­ния на рисунке и избежать ошибок.

На рисунке наносят линию горизонта h — h и точки схода Ft и Ft параллельных прямых, если они помещаются на листе, или проводят в пределах листа вспомога­ тельные прямые, идущие в точки схода.
Буквенное обозначение при этом наносить не следует.

Существуют точные геометрические ме­тоды построения перспективных изобра­жений, в основе которых лежит централь­ное проецирование предмета на плоскость . Эту проекционную плоскость при рисовании с натуры мы не ощущаем, однако, производя зрительные сравнения отдельных частей изображаемого предме­та в перспективе или пользуясь так на­зываемым визированием карандашом на вытянутой руке, мы как бы совмещаем перспективные размеры в одну вообража­емую плоскость, после чего полученные соотношения переносим на рисунок.

*****
РЕКОМЕНДУЕМ выполнить перепост статьи в соцсетях!
*****

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Беларуская моваEnglishFrançaisDeutschКыргызчаLatviešu valodaLietuvių kalbaLëtzebuergeschRomânăРусскийУкраїнська
Optimized with PageSpeed Ninja